Образовательная логистика — это организация, планирование, контроль и мониторинг потока знаний в образовательном пространстве в соответствии с требованиями рынка.

В современном мире знания становятся основой экономики и общества. Необходимо обучать людей гибкости к изменениям и быть мобильными. Образовательная логистика создает условия всем гражданам, чтобы можно было овладеть знаниями и навыками, которые потребуются им в XXI веке.

Знания — быстро портящийся продукт, происходит ускорение темпа старения знаний. Новые знания необходимо давать специалисту как можно ближе перед их применением на практике, используя принцип логистики «Точно в срок». Исторически сложившаяся практика длительного обучения с передачей большого объема знаний «на всякий случай» уже не отвечает реальности. Нужно непрерывно сканировать массив знаний, совершенствовать и распределять поток знаний по годам обучения -это приводит к необходимости постоянного обучения и переучивания специалистов.

Образовательная логистика дает:

  • новые возможности организации непрерывного обучения,
  • снижение затрат в целом на организацию учебного процесса; привлечение дополнительного контингента обучаемых;
  • повышение общеобразовательного уровня населения;
  • расширение доступа к высшим уровням образования;
  • повышение квалификации специалистов различных направлений,
  • соблюдение единого образовательного стандарта вне зависимости от территориальной распределенности и др..

Анализ источников отечественной и зарубежной теории и практики образования позволил выявить характерные свойства и особенности присущие образовательной логистики:

  • гибкость. Обучающиеся, занимаются в удобном месте и в удобном темпе. Каждый может учиться столько, сколько ему необходимо для освоения курса, дисциплины и получения необходимых знаний.
  • модульность. В основу программ закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина, учебный курс, который освоен слушателем, адекватен по содержанию определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным и/или групповым потребностям.
  • параллельность. Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т.е. «без отрыва от производства», или при совмещении нескольких вариантов обучения.
  • охват. Эту особенность иногда называют также «массовостью». Количество обучающихся не является критичным параметром.

Среди основных целей и задач образовательной логистики выделяют:

  • организацию учебного процесса с учётом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;
  • непрерывность образования в течение всей жизни человека;
  • многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание;
  • преемственность уровней и ступеней образования;
  • создание программ, реализующих информационные технологии в образовании,
  • академическую мобильность обучающихся;
  • развитие отечественных традиций в работе с одарёнными детьми и молодёжью, участие педагогических работников в научной деятельности;
  • подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и мобильности

Образовательная логистика простирается от проектирования индивидуального образовательного маршрута до оптимизации методов обучения, использующих образовательные технологии, наиболее пригодные в конкретных условиях.